Пятна на тканях

Пятна на тканях

С течением времени практически все пятна становятся одинаковыми, приобретая желтую или коричневую окраску. Но они различаются по происхождению и составу, поэтому их неверно относить к одному типу загрязнителя. К примеру, пятна на тканях карамелизированных сахаров, напитков, окисленных жиров и масел выглядят одинаково.

Верно заключение, что чем раньше пятно идентифицировано, тем его легче устранить — найти верный препарат и корректный метод пятновыведения. Поэтому необходимо при приемке вещи ненавязчиво, чтобы не смутить клиента своим вопросом, попытаться узнать о происхождении пятен на одежде. Эта информация должна быть доведена до пятновыводчика, который, в свою очередь, обязан сверить слова клиента с собственным мнением, а после этого корректно подобрать метод устранения загрязнителя.

От типа загрязнителя зависит подбор химикатов, инструментов, методов и манипуляций, направленных на качественное устранение пятна. Волокнистый состав материала, конструктивные особенности вещи, время нахождения пятна на материале — все это может негативно сказаться на конечном результате пятно-устранения. Если клиент своими силами пытался устранить пятно, это усложняет, а в некоторых случаях делает невозможной профессиональную пятновыводку.

Пятна, содержащие в себе карамелизированный сахар, можно очень легко идентифицировать. Эти пятна сразу же «отвечают» на обработку паром. Некоторые устраняются после первой обработки паром, другие требуют минимального применения нейтрального синтетического детергента, легкого механического воздействия и окончательной обработки паром. Это позволит качественно устранить пятно.

Отличительной особенностью пятен на масляной или жировой основе является то, что они не имеют отчетливых границ, контуры их размыты или распространяются в виде крестов. Свежие пятна всегда темнее поверхности материала. Застарелые масляно-жировые пятна проникают вглубь волокон и делают поверхность материала грубой и жесткой, цвет их изменяется в сторону осветления. К такому роду загрязнений можно отнести кулинарный жир, сливочные масла.

Для устранения таких пятен отменно подойдет пятновыводной препарат, имеющий аббревиатуру P.O.G. — Paint (краска), Оil (масло) & Grease (жир), В России он продается как универсальный жидкий пятновыводной препарат, на борту флакона отчетливо большими буквами нанесена вышеуказанная аббревиатура с расшифровкой на английском языке. Препарат очень-эффективен при устранении жировых, масляных пятен, красок, клеев, жвачки и других подобных загрязнителей. Препарат подойдет как на стадии предварительного пятновыведения, так и на стадии постпятновыводки.

Важное замечание: При применении препарата не допускайте, чтобы он смешивался с водой. Материал может изменить цвет.

Если масляное/жировое пятно не устранить до обработки в машине, положившись на чистящий солвент, то на стадии сушки под действием горячего воздуха масло или жир оксидируются, превращаются в неустранимое соединение и практически навечно закрепляются на ткани, и последующее их устранение становится делом очень проблематичным.

Перед   проведением   пятновыводных процедур необходима сделать тест на стойкость красителя.

Не на всех материалах можно осуществлять пятновыведение.

В том случае если материал и препарат подходят к работе, реагент не вызывает срыва красителя, смело приступайте к мероприятиям по устранению пятна.

Для этого расположите запятнанный участок на твердой основе пятновыводного стола и воспользуйтесь хорошим P.O.G.-препаратом. Начинайте с легкого механического воздействия, плавно переходящего в интенсивное (если позволяет волокнистый состав материала). Такая манипуляция позволит препарату пробраться глубже в ядро пятна и разрушить стойкие связи загрязнителя с волокном.

Пятна от безалкогольных напитков, некоторых соков, коктейлей могут быть абсолютно невидимыми при сдаче вещей в чистку. Проявляются же пятна темными отметками после воздействия горячего воздуха при сушке в машине химической чистки. Этот классический сценарий развития ситуации может привести к обвинениям клиента в ваш адрес и требования возмещения ущерба. Он будет, конечно же, стоять на своем — пятен при сдаче вещи в чистку не было зафиксировано!

Вы можете объяснить клиенту появление темных отметок на примере яблока. Если от яблока откусить часть и оставить его на некоторое время, то яблоко потемнеет.

Пятна от напитков, которые прошли процесс окисления горячим воздухом, очень сложно устранить, возможно, для полного удаления пятен потребуется применение отбеливателей.

Большая часть вещей, в том числе и шторы, которые поступают на предприятия химической чистки, имеют пятна на водной основе. Такого рода пятна без предварительного пятновыведения, или зачистки, могут не устраниться при обработке в солвенте. Перхлорэтилен, хоть и самый агрессивный растворитель, но, с пятнами на водной основе работает плохо, полагаться на 100% на машинный цикл, конечно же, неверно.

Если на вещи присутствует большое количество водорастворимых пятен, а ярлык по уходу за вещью разрешает стирку, то лучше вещь не чистить, а постирать. Квалифицированный приемщик, оценив ситуацию, должен предложить клиенту такую услугу и убедить его в ее необходимости. Грамотно произведенная чистка штор позволяет удалить большинство пятен.

В том случае если вещь стирать нельзя, придется ДО чистки постараться устранить все водорастворимые пятна и только потом почистить вещь в среде перхлорэтилена.

Водорастворимые пятна «выводятся» водой, паром и препаратами, которые специально разработаны для такого рода загрязнителей. После проведения пятновыводных процедур важным является полностью высушить участки ткани, которые подвергались обработке. Влажный участок при чистке в солвенте будет «магнитом» для притяжения грязных частиц из рабочего раствора, возможно посерение, а в некоторых случаях- нарушение линейных размеров.

Казалось бы, пятнами на предприятии химической чистки должен заниматься только пятновыводчик  — да, это логично и верно, но не совсем так. Приемщик может и должен облегчить такую непростую задачу, как выведение пятен.

Прием вещей в чистку является не только первой операцией в технологическом процессе чистки вещей, но и одной из главных стадий всего процесса. От того, насколько грамотно принята вещь в чистку, зависит ее дальнейшее беспроблемное поведение в стенах фабрики химической чистки. Работники предприятия будут знать, что клиенту известны все тонкости, с которыми может столкнуться его вещь, и нет необходимости тратить драгоценное время на телефонные переговоры с владельцем вещи.

Профессиональный диалог между приемщиком и клиентом, правильная постановка вопросов, фиксирование всего услышанного и увиденного в сопроводительных документах определяют качественный прием. Не лишним будет отправить работника приемного пункта на какое-то время на предприятие химической чистки. Такая командировка даст работнику бесценный опыт, который он сможет применять в стенах приемного пункта.

Качественная подготовка вещи к выдаче требует затрат сил и времени, немалого мастерства. Если вы не можете решать некоторые из наиболее сложных задач отделки (например, свадебных или вечерних платьев), то от них целесообразно отказаться.

Хорошие навыки ремесла имеют большое значение для обеспечения соответствия выполняемых работ ожиданиям клиентов.

Если на выдаче висит хорошо отглаженная одежда без морщин, имеющая хорошую форму, это производит мгновенное позитивное впечатление. В значительной степени смягчает негатив, даже если на вещи осталось пятно, которое оказалось невозможным удалить полностью. В этом случае можно сделать следующее — упакуйте вещь и к ней от имени технолога или оператора прикрепите заключение, в котором говорится, что пятно неустранимо. Клиент поймет, что к вещи отнеслись с должным вниманием  и   приложили   максимум усилий в достижении лучшего результата. В случае, когда на виду у стойки приемщицы висит, например, свадебное или вечернее платье, с отделкой, «раздавленной» утюгом, или брюки с плохо наведенными стрелками, клиент уже «с порога» будет настроен на поиск недостатков и станет крайне тщательно и придирчиво рассматривать свои вещи. Предложение повторно почистить и отделать вещь сводит к нулю прибыль от конкретного заказа и приводит к тому, что при повторной выдаче клиент будет ее изучать с удвоенным вниманием.

Нехватка профессионального опыта у работника участка финишной обработки может создать множество проблем. Но, когда он научится качественно исполнять свою работу, а вещи будут выходить «как новые», изменится производственный климат, количество проблем сведется к минимуму, а репутация предприятия начнет улучшаться.

Эти навыки нельзя приобрести за один день. Для начала нужно стремиться отдавать максимум сил и времени для того, чтобы финишные операции были на высоте.

Мастерство пятновыводчика определяется по умению устранять сложные пятна, а умение финишировать сложный ассортимент — высший пилотаж, который в силах повысить качество оказания услуги и завоевать новых клиентов.

По материалам статей о химчистке А. Калашникова